Особенности интеграции в Азиатско-Тихоокеанском регионе на современном этапе

В течение последних двух десятилетий в АТР формируются новые экономические, политические, социальные и финансовые силы: докризисные темпы роста ВВП стран этого региона в среднем в 2-2,5 раза выше, чем у стран-членов ЕС и НАФТА, а в настоящее время разница соответствующего показателя превысила отметку в четыре раза. Согласно оценкам МВФ, в большинстве стран Азиатско-Тихоокеанского Региона. За исключением Японии, продолжается базирующийся на широкой основе экономический подъём: связано это с благоприятной ситуацией на внешнем рынке, ростом внутреннего спроса и, в некоторых странах, активный рост кредитования. Хотя многие ведущие страны АТР сократили отставание, а в некоторых случаях даже превзошли гипотетически возможную динамику в производственной сфере, в настоящий момент в этих странах наблюдается рост инфляционных процессов, который, в данном случае, свидетельствует о «перегреве» экономик, то есть о достижении или превышении ими предельного уровня общехозяйственного роста. Во многих странах наблюдается повышение роста кредитной активности, а в Китае кредитная активность продолжает оставаться на высоком уровне.

В целом АТР продолжает вносить существенный вклад по выводу мировой экономики из наимощнейшей рецессии со времён Великой Депрессии, особенный вклад внесли экономика Китая с ростом ВВП на уровне 7,7% за 2012 год, пяти ведущих странах АСЕАН и стран НИС. Среди стран АСЕАН меньше всех кризис коснулся Индонезии в виду особенностей структуры её экспорта (в основном она поставляет сырьё), поэтому в 2012 году темп прироста ВВП составил 6%. Что касается Таиланда, то с ним ситуация была непростой: несмотря на позитивные тенденции в области обрабатывающей промышленности, вследствие наводнения 2011 г., в стране наблюдалось сокращение реального ВВП, однако в итоге за 2012 год стране удалось добиться ошеломляющего экономического роста ВВП в 5,5%.

Стоит также отметить рост инвестиционной активности, как внутри региона, так извне. В 2012 году начался резкий подъём инвестиционной активности в страны Восточной Азии: общий объём прямых и портфельных инвестиций повысился на 52%, хотя и не достиг пика инвестиционной активности в абсолютном выражении, зафиксированном в 2007 году.

Что касается финансового сектора, то в последнее время наблюдается повышение неопределённости инвесторов в связи с ужесточением кредитно-денежной политики Китая и других ведущих стран АТР, связанных с усилением инфляционных процессов в них; также одной из причин волнений на финансовых площадках является очевидный «перегрев» экономик региона. [1, 236 с.]



В период за 2000-2020 годы мировое потребление энергоресурсов должно вырасти примерно в 1,5 раза, причём на динамично развивающийся Азиатско-Тихоокеанский Регион придётся большая часть потребления энергии. Уже в 2012 году, по различным оценкам, доля потребления энергоресурсов стран АТР составила 27-28%. Несмотря на такое активное потребление энергоресурсов, такие страны как Китай продолжают испытывать острую нехватку нефти, газа и угля для удовлетворения растущих потребностей своих экономик. Уже сейчас КНР считается наиболее ёмким и перспективным рынком нефти и газа. Кроме того, в настоящее время страны АТР, в частности страны Восточной и Юго-Восточной Азии являются одними из крупнейших импортёров СПГ. Такое положение дел усиливает геополитическое давление на районы добычи углеродных энергоносителей.

Если посмотреть на текущую ситуацию с точки зрения видов энергоресурсов, то наиболее востребованными ресурсами, безусловно, являются нефть, газ и уголь. Что касается нефти, то, начиная с 1965 года, потребление нефти увеличилось в 6 раз, в то время как разработка собственных месторождений увеличила производство лишь на 17%. Основными поставщиками нефти в страны АТР являются страны Ближнего Востока, а именно Саудовская Аравия, ОАЭ, Кувейт, Иран, Ирак, Катар и Оман, и такая зависимость создала особые энергетические отношения между двумя регионами. Именно потребление нефти Азиатско-Тихоокеанским регионом является ключевым фактором, влияющим на энергетическую политику стран ОПЕК, а также на мировые цены на нефть. Производственный потенциал производства этого вида энергоносителей для стран АТР является незначительным (исключение составляет Китай), и большая часть стран АТР ещё к концу 1990-х годов стала импортёрами нефти. К странам-экспортёрам нефти в настоящий момент относятся лишь три страны: это Малайзия, Вьетнам и Индонезия. Аналогичная ситуация сложилась и с газом. По этой причине Азиатско-Тихоокеанский Регион сильно зависит от импорта этого энергоресурса. Как было сказано выше, основными поставщиками стран АТР являются страны-члены ОПЕК, в настоящее время регион на 75% зависит от импорта из этих стран, и данный показатель может увеличиться. В связи с этим в настоящее время некоторые страны, стремясь обеспечить свою энергетическую безопасность, ищут пути для диверсификации своих источников энергоресурсов. В этом плане наиболее перспективным контрагентом может стать Россия в виду территориальной близости, а также значительности в запасах сырья.



Что касается угля, то в докладе International Energy Outlook говорится, что потребление угля не является равномерным, и различают потребление в странах ОЭСР и потребление в других странах. При этом потребление угля в экономически развитых странах вплоть до 2035 года останется примерно на том же уровне, что и в 2008. Касательно Азиатско-Тихоокеанского Региона, то потребление угля экономически развитыми странами останется на том же уровне за счёт двух трендов: снижение потребления угля Японией на 0,9 квадриллиона БТЕ к 2035 году и повышение потребления Южной Кореей потребления на 0,8 квадриллиона. В докладе также упоминается, что Япония в настоящее время является самым большим в плане потребления угля государством среди развитых стран Азии, однако в виду сокращения численности населения и запланированного перехода к альтернативным источникам энергии и натуральному газу потребление угля в качестве источника обеспечения энергетики будет сокращаться. С другой стороны, имеется тенденция к росту потребления угля в Республике Корея, о чём было заявлено в плане по долгосрочному развитию энергетики компанией Korea Electric Power Corporation, при этом наибольший рост потребления угля запланирован после 2015 года. Что касается Австралии и Новой Зеландии, то их уровень потребления угля останется на том же уровне вплоть до 2035 года. [1, 264 с.]

Гораздо интересней обстоит дело с потреблением угля в развивающихся странах АТР, где сравнительно большая доля потребления ложится на производственный сектор. Там потребление среди всех этих стран будет неуклонно возрастать, что продиктовано резким ростом экономик этих стран. По всему миру к 2035 году более трети всего производимого угля будет потребляться странами, не входящими в ОЭСР. Согласно докладу IEO 2011, развитие энергетики и промышленного производства развивающихся стран Азии будет неразрывно связано с углём.

Хотелось бы особо отметить, что уменьшение доли угля в энергетическом и промышленном секторах связано не с количественным сокращением потребления угля.

Касательно транспортной сферы, в настоящий момент наиболее развито морское сообщение в Азиатско-Тихоокеанском Регионе, также активно развивается воздушное сообщение, строятся крупные международные авиаузлы, которые необходимы для всё большего числа туристов, прибывающих в регион. Из наземных средств передвижения наиболее перспективным является железнодорожный транспорт, но только на материковой части Евразии. Ещё одним из направлений развития является трубопроводный транспорт, и в этом имеются огромные перспективы именно для России.

Касательно водного сообщения, в настоящий момент наиболее активно в этом направлении работает Китай, создавая новые крупные порты на восточном побережье, а также успешно реализовывает проекты по строительству морских портов в КНДР. Развитые страны наиболее заинтересованы в транспортировке СПГ, например Республика Корея имеет крупный порт в Пусане, в котором построено три терминала по приёму СПГ, и этот вид деятельности будет расширяться. В России также заинтересованы в экспорте сжиженного природного газа в восточном направлении - это входит в рамки Стратегии-2020, где чётко указано о диверсификации партнёров в сфере экспорта энергоносителей, в связи с чем на Сахалине в настоящий момент строится два терминала по отправке судов с СПГ, планируется постройка третьего терминала, а также завод по сжижению природного газа. Однако не только благодаря одному СПГ в исследуемом регионе развитая водная транспортная сеть: регион является важным мировым морским транспортным узлом, соединяющим Новый Свет со Старым. Большой толчок к развитию получила контейнерная перевозка грузов благодаря своей универсальности, так как именно здесь производятся самые различные виды товаров, от электроники до автомобилей и других видов тяжёлой промышленности, особенно в странах НИС и развивающихся странах Азии. С южной стороны, а именно из Австралии и Новой Зеландии, по всему миру отправляются суда, специализированные на перевозке замороженного мяса, прежде всего, говядины. Подводя итоги, можно сказать, что морской транспорт является одним из наиболее востребованных и эффективных способов транспортировки грузов и пассажиров, а зачастую является чуть ли не единственным способом добраться до некоторых уголков региона, где экономически невыгодно организовывать авиаперелёты, например, на бесчисленном множестве островных государств.

Говоря об авиаперевозках, стоит отметить, что этот сектор в недавнем времени получил сильный толчок к развитию. Многие страны АТР, особенно это касается азиатских стран, где значительную часть бюджета формирует туристический бизнес, заинтересованы в увеличении пассажиропотока за счёт авиаперевозок, к тому же для воздушного сообщения Азиатско-Тихоокеанский Регион также является ключевым, так как потенциально является пересадочным узлом. В связи с этим в азиатских странах исследуемого региона растёт конкуренция между аэропортами: недавно было произведено расширение южнокорейского аэропорта Инчхон, сингапурского аэропорта Чанджи, Россия также старается не отставать, собираясь продвинуть Международный Аэропорт Владивосток в десятку лучших аэропортов АТР, подписав соответствующий меморандум с Инчхоном в 2009 году.

Тема железнодорожного транспорта в Азиатско-Тихоокеанском Регионе неразрывно связана с центром Восточной Азии - Корейским полуостровом. Находясь в географическом центре наиболее динамично развивающегося региона, это место могло бы стать наиболее востребованным транспортным узлом, а железные дороги обеспечили бы удобную доставку грузов и пассажиров в порты и из портов. Однако в силу политических обстоятельств, известную как конфликт Севера и Юга, данный проект ещё с начала 2000-х находится на стадии рассмотрения и, похоже, ещё нескоро сможет сдвинуться с мёртвой точки. Этот проект также является важным и для осуществления другого транспортного проекта - трубопровода из России в Южную Корею, так как строительство железной дороги облегчило бы доставку комплектующих трубопровода на место строительства. Других крупных сухопутных проектов в Азиатско-Тихоокеанском Регионе пока не планируется.

Что же касается трубопроводного транспорта, то это новый вид транспортировки грузов для Азиатско-Тихоокеанского Региона, неразрывно ассоциирующийся с экспортом углеводородов из Российской Федерации. Проекты газо- и нефтепроводов имеются у России с Японией и Южной Кореей. Этот способ является, в плане строительства, дорогостоящим, однако в процессе эксплуатации экономятся значительные средства. В настоящий момент камнем преткновения являются большие инвестиции, необходимые для осуществления таких проектов. Касательно проекта газопровода в Южную Корею, то в недавнем времени им активно заинтересовался Китай, растущая экономика которого требует всё больше и больше энергоресурсов для обеспечения бесперебойной работы. С этой точки зрения интересно дальнейшее развитие этого проекта, поскольку Китай, который заинтересован в диверсификации своих источников нефти и газа, сможет оказать эффективное влияние на КНДР, которая в данном проекте выступает в роли посредника, который будет получать плату за транзит в размере до 200 млн. долларов. [1, 290 с.]

Тема экологии в последнее время всё больше волнует мировое сообщество: многие страны мира обеспокоены продолжающимся ростом выбросов парниковых и других газов, негативно сказывающихся на окружающей среде. В мире уже существуют международные соглашения по обязательному снижению парниковых газов среди стран-участниц. В настоящее время самым масштабным соглашением в этой сфере является Киотский протокол. Азиатско-Тихоокеанский Регион не остаётся в стороне этой глобальной проблемы, однако быстрый рост экономик региона лишь препятствует выполнению норм и требований международных соглашений. В большей степени вовлечены в эту сферу развитые страны Азии и страны НИС, у которых за годы бурного роста во второй половине двадцатого века скопился большой капитал. Эти страны в настоящее время занимаются изобретением и внедрением энергосберегающих технологий, технологий с использованием альтернативных источников энергии, а также весьма экзотичных проектов, которые могут помочь в борьбе за снижение выбросов парниковых газов по всему миру. К таким проектам можно отнести безотходные дома в Южной Корее, острова, насыпаемые из мусора в Сингапуре, многоэтажные фермы в Японии и другие весьма интересные проекты, большинство из которых являются коммерческими проектами.

Однако не все страны АТР придерживаются международных соглашений в сфере экологии, например, развивающиеся страны Азии, у которых недостаточно финансовых ресурсов для обеспечения экологической безопасности и слишком динамичный рост экономики, который идёт вразрез с экологическими нормами, а также США, которая стремится удовлетворить, прежде всего, внутренний спрос, поэтому зачастую пренебрегает требованиям международных соглашений. Япония же, напротив, является ярым сторонником защиты окружающей среды - во многом сказываются последствия сброшенных в 1945 году ядерных бомб на города Хиросима и Нагасаки, а также недавнего разрушительного цунами, ужасы этих событий глубоко сидят в сознании населения.

Данная сфера также является очень перспективной для многостороннего сотрудничества, так как она могла бы стать одним из пунктов экономического сотрудничества в рамках конкретных проектов, усилила бы обмен технологиями и интеграционные процессы в регионе, а также нанесла бы огромную пользу для всего человечества, поскольку регион может эффективно и динамично развиваться с внедрением экологически чистых технологий, избавив себя от преждевременной модернизации.


7403018472893974.html
7403056824689851.html
    PR.RU™